Желание любого родителя - воспитать своё чадо «хорошим человеком». Но для этого необходимо учитывать сразу несколько факторов, важнейших из которых – половая принадлежность малыша. Ведь мальчики и девочки отличаются друг от друга во всём, а значит, и методы воспитания необходимо выбирать разные
Интуитивно чувствуя различие в зарождающейся психике малыша, родители по-разному разговаривают с сыном и дочкой. Специальные исследования показали, что родители чаще ругают мальчиков и более ласковы с девочками, даже если детям только по 2 года. Видимо взрослых раздражает «излишняя» подвижность и их выраженная поисковая активность («всюду лезут, всё ломают и портят»). То есть на половые различия в психике детей мы реагируем разным к ним отношением.
А между тем мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир. Девочки более чувствительны к шуму, у них выше кожная чувствительность, то есть, например, неудобная одежда их раздражает сильнее, чем мальчиков. Различается и развитие зрительной системы. В играх мальчишки опираются чаще на дальнейшее зрение, вот девочки, наоборот, на ближнее. Поэтому для игр малышкам достаточно небольшого уголка, где они будут раскладывать своих кукол и другие сокровища. А вот мальчикам необходимо пространство. Они любят бегать, бросать предметы в цель…
Различаются и реакции детей на критику. Если девочке намного важнее эмоциональный контакт, впечатление, которое она производит, то мальчик наоборот хочет понять, что именно оценивают, что он конкретно сделал правильно или неправильно. Это часто вызывает непонимание у мамы, воспитателя в саду или учительнице в школе. Ведь все женщины, а значит, мыслят по-другому, и им трудно понять будущего мужчину.
Общеизвестно, что очерёдность и скорость созревания разных психических функций у мальчика и девочки также разные. Девочки обычно раньше начинают говорить, и всё дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления». У мальчиков то же самое происходит ещё на наглядно-образном уровне. Это сказывается в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного. Значит, уже в раннем возрасте нельзя подходить с одной меркой к развитию психики мальчика и девочки.
Взрослые должны обязательно понимать, что стоит за поступками их детей, иначе они не смогут правильно оценивать эти поступки. И помните, что главное в гармоничном воспитании детей любого пола – это любовь.
Ø Воспитывая и обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
Ø Воспитывая и обучая девочек, не только разбирайте с ним принцип выполнения кого-либо задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не заранее разработанным схемам.
Ø Если вы наказываете мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно своё недовольство.
Ø Если вы ругаете девочку, помните о её эмоциональной бурной реакции, которая мешает малышке понять, за что именно её наказывают. Спокойно разберите ошибки.
Ø Девочки могут капризничать из-за усталости, мальчики – из информационного истощения. Ругать их за это бессмысленно.