Наиболее часто задаваемый вопрос родителей маленьких детей в возрасте до трех-пяти лет: «Почему малыш плохо начинает себя вести?»
Это и возрастные кризисы (1-го года, 3-х лет), и перенесенная или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания, сильный стресс. Но чаще причина изменения поведения ребенка это просто - усталость, утомление…
Если маленький ребенок часто утомляется, то ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, малыш часто болеет. Для избегания переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему малышу, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательным родителям сделать это несложно.
Признаки утомления, усталости:
§ беспричинный плач, капризы;
§ малыш начинает тереть глаза, зевать;
§ сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу;
§ нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре, например, при складывании пирамидки, при построении домика из кубиков;
§ замедляются движения, появляется вялость;
§ возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;
§ может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.
У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые маленькие дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.
Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, кормление, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития: страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.
Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать детский сад, у которых резко изменилась жизнь (переход в другое дошкольное учреждение, переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.).
Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:
· от возраста, чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает;
· От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.
· От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок, утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.
· От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).
· От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.
· От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.
· От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.
Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).
Рекомендации для родителей
Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:
§ соблюдайте режим;
§ чаще гуляйте, хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной;
§ чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;
§ предлагайте новые игрушки, игры;
§ сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати;
§ чередуйте спокойные и активные занятия;
§ не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке, кормлению. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.
§ дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.
§ не заставляйте маленького ребенка долго ждать.
§ Разговаривайте и играйте с малышом.
§ удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).