Вы здесь

Утомление - одна из причин плохого поведения маленького ребенка

 

Наиболее часто задаваемый вопрос родителей маленьких  детей в возрасте до трех-пяти лет:   «Почему   малыш   плохо  начинает себя вести?»

            Это  и возрастные  кризисы (1-го года, 3-х лет),  и перенесенная  или начинающаяся болезнь, и резкая смена стиля воспитания,  сильный стресс. Но чаще  причина  изменения поведения  ребенка  это  просто - усталость, утомление…          

            Если маленький ребенок часто утомляется, то ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, малыш часто болеет. Для избегания  переутомления необходимо соблюдать режим, но не тот, который описан в книгах, а режим, подходящий именно для Вашего ребенка. Чтобы выработать такой "личностно-ориентированный" режим, нужно уметь прислушиваться к своему малышу, вовремя замечать признаки усталости, голода, грусти и т.д. Внимательным  родителям сделать это несложно.

Признаки утомления, усталости:

 

§  беспричинный плач, капризы;

§  малыш начинает тереть глаза, зевать;

§  сосет палец или погремушку, теребит пуговицу, сосет губу;

§  нарушается координация движений, особенно рук, ребенок роняет игрушки, допускает ошибки в игре, например, при складывании пирамидки, при построении домика из кубиков;

§  замедляются движения, появляется вялость;

§  возникают несвойственные ребенку агрессивные действия: разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;

§  может возникнуть чрезмерная активность, несвойственная малышу: бесцельно бегает, прыгает, толкается.

            У каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть "в себя"; появляются круги под глазами; некоторые маленькие  дети  начинают  слишком  эмоционально целоваться   и     обниматься с близкими людьми.

            Среди причин утомления наиболее частые: чрезмерная нагрузка на нервную систему (посещение цирка, множество гостей в доме), нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, кормление, например), недостаточное пребывание на свежем воздухе, слишком жарко и душно в помещении,  шум,  необходимость  долго  ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение.
            Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеописанные признаки), а затем следует переутомление - болезненное состояние, требующее медицинской помощи, могущее привести к проблемам развития: страхи, нервность,  болезненность,  тревожность, стойкое нарушение аппетита и т.д.

            Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать детский сад, у которых резко изменилась жизнь (переход в другое дошкольное учреждение, переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.).

Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

·         от возраста, чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает;

·         От темперамента. Дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям.

·         От состояния здоровья. Физически слабый, легко возбудимый ребенок, утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать.

·         От наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, к знакомым, находится в общественных местах: цирк, театр, магазин и т.д.).

·         От контраста между обстановкой дома и в детском саду (другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку.

·         От разницы отношений взрослых дома и в детском саду. Если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны.

·         От умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

            Об отсутствии утомления и переутомления у ребенка говорит глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение. Либо сохранение черт, присущих ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенности засыпания, аппетита, поведения, присущие именно данному малышу).

Рекомендации для родителей

Чтобы избежать утомления, придерживайтесь следующих правил:

§  соблюдайте режим;

§  чаще гуляйте, хорошо, если прогулка будет длительной (от двух часов и более, в зависимости от погоды), ежедневной;

§  чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет;

§  предлагайте новые игрушки, игры;

§  сон помогает восстановить силы, поэтому желательно сохранять дневной сон как можно дольше, но не заставляйте спать, если ребенок не хочет. Он может просто полежать в кровати;

§  чередуйте спокойные и активные занятия;

§  не обрывайте резко занятие, интересное для ребенка. Плавно готовьте его ко сну, прогулке, кормлению. Нужно заранее предупредить, что скоро малыш будет кушать, пора заканчивать игру, затем дать время закончить, а потом вести мыть руки, накрывать на стол и т.д.

§  дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. От этих занятий будет польза, если ребенок не занят ими постоянно, а перемежает их с подвижными играми.

§  не заставляйте маленького ребенка долго ждать.

§  Разговаривайте и играйте с малышом.

§  удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости, гуляйте, но при этом учитывайте индивидуальные особенности малыша).