Вы здесь

Как рождается самостоятельность

 

Вы любите своего малыша, мечтаете вырастить его уверенным в себе, способным добиваться поставленных в жизни целей. Какие же шаги необходимо предпринять для этого? Не следует ждать какого-то определенного момента (например, поступления в школу), когда ребенок вдруг поймет, чего от него ждут, и станет самостоятельным. К этому времени    у маленького человечка уже сформированы определенные привычки в поведении.

1-2 года

Вначале     руководящую роль принимают родители, и от них зависит, в какой степени и как она будет проявляться. С чего начинать? Например, к двум годам ребенок пробует самостоятельно одеваться. Ему интересно   самому   натянуть колготки, надеть ботинки, и он проявляет завидное упрямство и усердие, чтобы осуществить это. В такой ситуации взрос­лым часто не хватает времени и терпения! И они сами одевают малыша.  Возможно, пройдет целый год,  прежде чем ребенок научиться надевать даже не­сложную в обращении одежду. Но если вы не будете давать ему возможность упражняться в этом сейчас,  то в четыре года не требуйте от него вдруг стать самостоятельным и одеваться без вашей помощи. Вряд ли он вас поймет.

3-4 года

Это   самый   благопри­ятный период для начала формирования      трудолю­бия. Дети в этом возрасте очень активны, и с радо­стью примутся за выполне­ние небольших дел (напри­мер, расставить посуду). Лучше всего использовать игру.   Вместо  того  чтобы заставлять    малыша    уби­рать игрушки, устройте со­ревнование - кто быстрее их соберет. Ваша улыбка и  слова одобрения: «Мо­лодец! Я тобой горжусь!» дадут ребенку чувство уве­ренности в себе. Не следует и постоянно по­торапливать ребенка. Это приведет лишь к возник­новению упрямства. Запа­ситесь терпением.

5-6 лет

К этому времени у ребенка уже может сложиться определенный  круг посто­янных   обязанностей   (по­лить цветы, вытереть пыль, покормить   кошку...).   Их выполнение должно быть обязательным, хотя требо­вать    спартанской   дисци­плины не следует. Помните, что любая чрезмерная опе­ка убивает инициативу. Не стоит внушать ребенку чув­ство вины за ошибки. Фра­зы типа: «Ты все делаешь не так! Мне за тебя стыд­но!» ограничивают свобо­ду  малыша, снижают его самооценку, желание быть самостоятельным. Лучше  почаще   говорите своему чаду, что вы в него верите и у него обязательно все получится (если не сегодня, то уж завтра наверняка!)