
Уважаемые родители!
Когда в вашей семье появляется маленький ребенок, знайте к вам пришло счастье. С первых месяцев жизни, вы организуете для него собственное пространство - его маленькую страну. Где он будет спать, играть, а позже - заниматься. Если вы не можете выделить целую комнату для ребенка, в случае маленькой квартиры, не растраивайтесь, организовать детский уголок реально даже в маленькой комнате. Нужно только захотеть. Главное для вашего малыша - не размер, а его собственное пространство, предназначенное только для него.
Двухлетнему ребенку обязательно нужен детский уголок, принадлежащий только ему, чтобы он чувствовал собственную защищенность от внешнего мира. Играя игрушками, рисуя свои первые каляки - маляки, рассматривая картинки в книжках, ваш малыш становится все более самостоятельным.
Собственная вещь, свой мир, в котором все так, как хочет ребенок, развивают в нем чувство ответственности, он учится убирать за собой и помогать в этом родителям. Дорогие родители, если в квартире совсем мало места, пожалуйста, выделите три-четыре «детских» метра.
Что должно находиться в маленькой стране:
- детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик.
Обязательные элементы игрового уголка:
- открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша,
-несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.
Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.
Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости), а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка "высот" или извлекать из "глубин" шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.
Чтобы показать малышу, как вы цените его труд, в игровой зоне следует расставить по полкам или развесить по стенам лучшие поделки и рисунки ребенка. Идеально, если работы малыша будут находиться не только в его комнате, но и по всему дому на самых почетных местах.
Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?
В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
Для игровой деятельности необходимы:
а) сюжетные игры и игрушки:
- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
б) игры с правилами:
- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.- на физическую компетенцию;
- детское домино (с картинками), шашки, шахматы, нарды и т.п.- на умственную компетенцию;
- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).
Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др.;
- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);
- материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т.д.).
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация и конструирование. Для развития этих видов деятельности необходимо иметь краски, бумагу, пластилин, ножницы (с тупыми концами) и др.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
Для двигательной деятельности ребенка необходимо иметь следующие предметы:
- мячи, обруч, скакалку, серсо, кольцеброс - для развития быстроты двигательных реакций;
- набивной мяч для балансирования, обруч, шнур для ходьбы по нему и др. - для развития координации и ловкости;
- различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног) - для укрепления стопы и профилактики плоскостопия;
Освещение
Важно, чтобы света хватало для игр и занятий творчеством, но он не должен быть резким и раздражающим. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету.
Экономьте пространство
Уголок игрового пространства можно разделить на две части: игровая и спальная зоны. Покупая мебель-конструктор, (когда кровать можно выдвигать на ночь и убирать днем), можно отлично организовать детский уголок. Другой вариант - двухэтажная кровать, под которой располагается письменный стол.
Действия ребенка с отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие.
Взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.