Вы здесь

Давай нарисуем солнечный лучик!

Точки, змейки и червячки — именно с них начинается проба карандаша для маленького художника чуть старше одного года.

Оказывается, малыш способен вести диа¬лог с миром с помо¬щью движения своей руки очень рано. Подарить ре¬бенку эту удивительную воз¬можность легко. Нужен лишь чистый лист бумаги, яркий карандаш и немного време¬ни для того, чтобы обучить кроху управляться с пишущим инструментом. И тогда пер¬выми „словами" малыша мо¬гут стать удивительные сле¬ды — линии, штрихи, пятна. Возможность получать их на белом листе — настоящее открытие для ребенка: оказы¬вается, всевозможные точки, змейки и червячки момен¬тально возникают на поверх¬ности, если чиркнуть-при¬коснуться к листу кончиком вот этой красочной палочки! А палочку можно выбирать по своему вкусу, вон их мама в коробке сколько принесла! Подобные открытия, совер¬шаемые крохой в конце пер¬вого — начале второго года жизни, следуют одно за дру¬гим. Чтобы помочь вашему первооткрывателю испытать истинное удовольствие от первых рисовальных занятий, сделать их любимым и запоминающимися, надо знать изобразительные воз¬можности ребенка раннего возраста и основные практические приемы поддержки его рисовальных умений.

Что умеет детка.

Двухлетний малыш способен проводить горизонтальные и вертикальные линии от края до края альбомного листа, изображать круг, замыкая кривую линию, или обводить круг, начерченный для него взрослым. Все эти достижения говорят о том, что ребенок начина¬ет ориентироваться на листе бумаги и способен понимать выполнять ваши инструкции. Маленький художник готов и к технической доработке своей графики: по вашему совету и указанию он повторит отдельные линии, их пересече¬ния, замкнутые линии (круги), особенно если получит ориен¬тир в качестве образца на ли¬сте. Двухлетнему художнику по силам и более сложные изображения из нескольких деталей. Например, похожее на солнышко существо, кото¬рое топорщит в разные сто¬роны лучистые ручки-ножки, идущие прямо от округленной головы. Все эти маленькие -шедевры" под силу ребенку, который уже довольно уве¬ренно удерживает вложен¬ный ему в руку карандаш или фломастер большим и указа¬тельным пальчиками с опорой на средний палец. Но малышу нужна постоянная трениров¬ка. Тогда он быстрее научит¬ся самостоятельно выбирать нужный карандаш и правильно удерживать его в руке.

Первые игры.

Они сформируют у крохи обобщенные представления о движении. Повторяя линию за линией, малыш начинает понимать, что для получения определенной формы необхо¬димо выполнить определенные движения. Сделать их максимально уверенными помогут первые рисовальные игры.

„Дождик"

Это весело нажимать на карандаш и тренировать слаженность пальчиков. Водяные струйки (вертикаль¬ные линии) пройдут сверху вниз от края до края альбомного листа. Для руки это наиболее благоприятный рабочий режим: она под силой собственной тяжести естественным образом движется вниз. Внимание: рука малыша должна находиться справа от линии, если он рисует правой рукой, иначе она будет заслонять ему обзор. Для начала нарисуйте сами вертикальные дождинки, сопровождая работу вот такой веселой потешкой: Дождик, дождик начался! Лить из тучки принялся. Затем обхватите руку малы¬ша с карандашом своей рукой и выполните несколько „водя¬ных дорожек" вместе: Ножек много у дождя, Сосчитать никак нельзя. Дождик станет пуще — Ножки станут гуще! Приучайте малыша проводить вертикальные штрихи как можно дольше, хвалите за то, что у дождика такие длинные и прямые „ножки": Что за дождичек случился, Ровный - ровный получился. Словно по линеечке, Скачет по скамеечкам!

„Тропинки"

Ведем горизонтальные линии-дорожки от края до края листа. Сначала проведите вы одну-две вертикали, затем несколь¬ко — вместе с крохой. Покажи¬те, как при этом сначала надо развести пальчики, а потом — сомкнуть их вместе. А вот пе¬ребирают мягкую кошачью шерстку пальчики, которые, то сгибаются, то разгибаются. Такая гимнастика полезна пе¬ред началом упражнений. Придет киска не спеша, Тихо спросит малыша: „Где мой коврик у порога? Я совсем не недотрога, Но на коврике своем Я б лежала даже днем!" Сначала делать их прямыми. Помогите малышу правильно взять карандаш, обхватите его ручку и начинайте вести первую „тропинку" слева направо: Тропиночку -тропинку Веду во всю картинку! Внимание: рука малыша дви¬жется под горизонтальной ли¬нией, которую он изображает. Иначе ему не видно, куда придет „тропинка". Дорожка гото¬ва? Пройдитесь по ней, сделав из указательного и среднего пальцев „ножки": Топ-топ по тропинке, Топ-топ по картинке. Топ-топ, побежали, Топ-топ, поскакали! Кроха захотел это повторить? Помогите ему сделать такие же „ножки" и попрыгать по на-черченной дорожке. Вторую „тропинку" чертим ниже или выше первой. Отпустите руку ребенка и давайте ему только словесные инструкции: „Веди вдоль", „Веди прямо"... Критерий качества рабо¬ты — отсутствие пересечений горизонтальных линий.

„Коврик для кошечки"

Это упражнение сложнее. Ваша задача — провести от края до края листа несколько линий, стараясь, сначала вертикальных, потом и горизонтальных. Готов ли малыш действовать сам? Поддержите его короткими и четкими фразами: „Веди вниз", „Веди сверху вниз», „Веди прямо вниз". Вслед за вертикальными полосками в том же порядке выполняй¬те горизонтальные. А мягкая игрушечная кошечка уже тут как тут, она ждет свой нарядный коврик! Пусть малыш приласкает зверушку, погладит по голове. Конечно, кошечка не замедлит прилечь на новый коврик и поблагодарит малыша, радостно замяукав. Коврик в клетку получился Кошечке он пригодился. Клеточка и здесь, и там. Этот коврик сделал сам В клеточках коврика можно поставить яркие точки.

„Жучки"

Нарисуйте несколько отдельных крупных ярких кружков. Это — жучки, каждому из ко¬торых нужна своя полянка. Вот — жучок, еще жучок. Каждый очень-очень хочет повернуться на бочок. Ну, а как же повернуться, чтоб друг с другом не столкнуться. Пусть у каждого полянка будет — круглая баранка .Вслед за веселым вступлением вокруг каждого жучка надо обвести круг, не задев при этом других жучков. Покажите малышу, как закончить кривую линию в точке ее на¬чала. Несколько кругов -поля¬нок выполните вместе, а затем пусть кроха попробует сам. Главное — не задеть жучка, он должен быть в центре по-лянки, Прежде, чем рисовать на листе, полезно по краю полянки очертить круг в воз¬духе указательным пальчиком. Работа считается хорошо вы¬полненной, если малыш изо¬бражает фигуру действительно круглой формы, совпадают начало и конец. Удачи, терпения, творчества Вам и Вашему малышу!