Вы здесь

Между режимом и аппетитом

Аппетит— ощущение, связанное с потребностью в пище, а также физиологический механизм, регулирующий поступление в организм пищевых веществ. Аппетит тесно связан с деятельностью пищевого центра, преимущественно с его отделами в гипоталамусе и коре больших полушарий головного мозга. Аппетит определяется приходящей в пищевой центр информацией об условиях питания, поступлении и усвоении пищи, расходовании пищевых запасов.

Неправильное питание и отсутствие режима создают благоприятные условия для развития болезней связанных с пищеварительным трактом. Врачи диетологи настаивают на обязательном соблюдении режима питания детей, хотя бы до 10-12 летнего возраста.

О пользе  привычки

Режим питания – понятие индивидуальное. Позвольте ребенку самому его установить. Самое главное, чтобы последнее кормление происходило не позднее, чем за 3 часа до ночного сна. Важно, чтобы ребенок ел приблизительно в одно и то же время. Так желудок привыкает к определенному ритму, и у ребенка появляется аппетит.

Не следует заставлять ребенка съедать всю порцию. Родительские представления о том, сколько должен съедать малыш, не всегда совпадают с его реальными потребностями.

Детский желудок в отличии от взрослого быстро усваивает необходимое количество калорий. Кроме того, у крошечных едоков есть чутье, подсказывающее им, что организм насытился. И нельзя не  учитывать, что многие дети подвержены периодической смене аппетита.

Потребность в питательных веществах зависит от внешних факторов: погода, настроение, плохой или хороший сон. Не уговаривайте  кроху съесть еще одну ложечку. Даже если он и проглотит эту ложку, пользы от нее не будет.

О культе еды

Нередко уставшие за день взрослые стараются сперва накормить малыша и, отправив его спать, сесть за стол. В результате все вместе, вся семья собирается за общим столом только по праздникам. Это неправильно.

Основополагающую роль в воспитании режима питания играет именно родительский пример. Как только кроха научится держать ложку, сажайте его за общий стол. Ничто не должно отвлекать от приема пищи: ни работа телевизора, ни споры между родителями, ни просмотр телефона. И уж конечно, не лишайте ребенка в качестве наказания его любимых лакомств. Наказание едой – занятие опасное.

Известный психолог Владимир Леви, обозначил в помощь родителям «семь великих и обязательных «нет». Если вы будете их придерживаться, то, наверняка, быстро отыщете «золотую середину» между режимом и аппетитом.

Не принуждать.

Если ребенок не хочет есть, - значит, ему в данный момент есть не нужно! Если не хочет  есть только чего-то определенного – значит, не нужно именно этого! Никакого принуждения в еде! Никакого «откармливания»! Отсутствие аппетита при болезни есть знак, что организм нуждается во внутренней очистке, сам хочет поголодать. В этом случае голос инстинкта вернее любого врачебного предписания.

Не навязывать.  Не допустимо насилие даже в мягкой форме: уговоры, убеждения, настойчивые повторные предложения. Прекратить – и никогда больше.

Не ублажать. Ничего  сверх необходимого. Разнообразие – да, по возможности, но никаких изысков. Никаких пищевых вознаграждений, никаких мороженых, пирожных, конфеток и шоколадок за хорошее поведение или сделанные  уроки, тем более  за скушанный против желания завтрак или просто  так. Еда  - не средство добиться послушания, не средство наслаждения; еда нужна нам для того, чтобы жить. Здоровое удовольствие от еды, конечно, необходимо, но оно должно происходить только от здорового аппетита.

Не торопить. Еда – не тушение пожара. Темп еды – дело сугубо личное. Спешка  в еде всегда вредна, а перерывы в жевании необходимы. Если приходится  спешить в школу  или куда-нибудь еще, то пусть лучше ребенок не доест, чем в суматохе и панике проглотит еще один недожеванный кусок.

Не отвлекать. Пока ребенок ест, телевизор должен быть выключен, а новая игрушка  припрятана. Однако, если ребенок отвлекается от еды сам, не протестуйте и не понукайте: значит, не голоден. Не потакать, но понимать. Есть дети со своеобразными пищевыми прихотями. Не должно быть пищевых принуждений, но должны быть пищевые запреты, особенно при диатезах и аллергиях.

Не тревожиться и не тревожить. Никакой тревоги, никакого беспокойства по поводу того, поел ли ребенок вовремя и сколько. Следите только за качеством пищи.  Не приставать, не спрашивать6 «Ты поел? Хочешь есть?» пусть попросит, пусть потребует сам, когда захочет, так будет правильно – так, только так!

«…А как же кормить?..»  Очень просто. Какое-то время еда должна быть в пределах досягаемости, на виду у ребенка. Малыша безнасильно увлечь к столу, не удерживая.  Если ребенок постарше, то вы можете сообщить ему, что завтрак, обед или ужин готов, предложить поесть – все, более ничего. Еда перед тобой: ешь, если хочешь. И., конечно же, подавайте здоровый пример.  «Как не надо кормить», «как кормить» - это и как себя вести, и как мыслить и чувствовать…