Вы здесь

Характер и условия его воспитания у ребенка

Характер и условия его воспитания у ребенка.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в преддошкольном, а тем более в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться манера поведения, хотя, конечно, ни о каком более или менее сложившемся характере у дошкольника или даже у младшего школьника не может быть и речи.

Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. В игровой деятельности, особенно в коллективных сюжетных играх «с правилами», начинает формироваться характер дошкольника, в частности, такие его черты, как товарищество и коллективизм, настойчивость, смелость, выдержка, инициативность.

Игра является важной, но не единственной школой развития характера ребенка-дошкольника. Большое значение имеют простейшие виды доступной его возрасту жизненно полезной трудовой деятельности.

Выполняя некоторые несложные обязанности по самообслуживанию, общественно полезные поручения, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело, сознавать себя членом коллектива. В процессе труда происходит овладение детьми нормами поведения.

Уже в дошкольном возрасте характер вырабатывается и в процессе непосредственного усвоения моральных норм и требований, правил и навыков общественного, культурного поведения. Ребенок воспринимает разъяснения этих правил взрослыми, следует их примеру. Опираясь на подражание, можно прививать дошкольнику правильные формы поведения. Требования родителей и воспитателей к детям, их личный пример формируют у детей необходимые временные связи, тормозят случайно образовавшиеся нежелательные. В процессе речевого общения со старшими у ребенка постепенно складываются понятия о том, что «можно» и чего «нельзя», и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению и поведению других детей.

В возрасте 6—7 лет у детей уже обнаруживается значительная устойчивость «тормозного контроля» над своим поведением, в то время как ребенку 3—4 лет такой контроль еще недоступен (данные Мануйленко).

В семье характер формируется в процессе самовыражения человека в трех ролевых функциях: 1) сыновне-дочерней; 2) супружеской; 3) отцовско-материнской.

Для родителей формирование доброго и уравновешанного характера ребенка является одной из важнейших задач.

ХАРАКТЕРэто устойчивые психические свойства и качества человека, которые проявляются в жизненных ситуациях как привычные для него отношения (преобладающая направленность социальных переживаний: осознанно позитивная или негативная; мотивация; волевая регуляция); способы мышления (традиционно консервативные или креативные);

конкретные действия, - поведение (привычные способы физических реакций, внешних манипуляций).

Характер человека формируется под влиянием врожденных (биологических, генетических) факторов, социально-индивидуального опыта человека в конкретных условиях жизни (семье и деловых коллективах) и национальных особенностей мышления.

Биологической, т.е. генетически обусловленной, основой характера является доминирующий тип темперамента, наследуемый ребенком от родителей.

Приобретенные параметры характера формируются как индивидуальный опыт, приобретаемый человеком в той социальной среде (семье и других институтах образования), в которой он адаптируется и которую преобразует в процессе своей жизни.

Макросоциальной основой характера является национально- типологическое мышление.

= темперамент + социальный опыт + национальный тип мышления.

Таким образом, формирование характера человека зависит от врожденных свойств нервной системы – доминирующего типа темперамента - и приобретенных в социуме знаний, умений и навыков - привычек поведения (или социального опыта современной жизни) и национальных обычаев, традиций. Социальный опыт складывается под влиянием конкретных условий жизни человека, прежде всего в тех общественных условиях – «институтах», в которых он оказывается волею судьбы или по своей воле.

Первичным и фундаментальным социальным институтом в становлении личности является семья ребенка.