Вы здесь

Характер и условия его воспитания у ребенка

Характер и условия его воспитания у ребенка.

Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в преддошкольном, а тем более в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться манера поведения, хотя, конечно, ни о каком более или менее сложившемся характере у дошкольника или даже у младшего школьника не может быть и речи.

Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. В игровой деятельности, особенно в коллективных сюжетных играх «с правилами», начинает формироваться характер дошкольника, в частности, такие его черты, как товарищество и коллективизм, настойчивость, смелость, выдержка, инициативность.

Игра является важной, но не единственной школой развития характера ребенка-дошкольника. Большое значение имеют простейшие виды доступной его возрасту жизненно полезной трудовой деятельности.

Выполняя некоторые несложные обязанности по самообслуживанию, общественно полезные поручения, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело, сознавать себя членом коллектива. В процессе труда происходит овладение детьми нормами поведения.

Уже в дошкольном возрасте характер вырабатывается и в процессе непосредственного усвоения моральных норм и требований, правил и навыков общественного, культурного поведения. Ребенок воспринимает разъяснения этих правил взрослыми, следует их примеру. Опираясь на подражание, можно прививать дошкольнику правильные формы поведения. Требования родителей и воспитателей к детям, их личный пример формируют у детей необходимые временные связи, тормозят случайно образовавшиеся нежелательные. В процессе речевого общения со старшими у ребенка постепенно складываются понятия о том, что «можно» и чего «нельзя», и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению и поведению других детей.

В возрасте 6—7 лет у детей уже обнаруживается значительная устойчивость «тормозного контроля» над своим поведением, в то время как ребенку 3—4 лет такой контроль еще недоступен (данные Мануйленко).

В семье характер формируется в процессе самовыражения человека в трех ролевых функциях: 1) сыновне-дочерней; 2) супружеской; 3) отцовско-материнской.

Для родителей формирование доброго и уравновешанного характера ребенка является одной из важнейших задач.

ХАРАКТЕРэто устойчивые психические свойства и качества человека, которые проявляются в жизненных ситуациях как привычные для него отношения (преобладающая направленность социальных переживаний: осознанно позитивная или негативная; мотивация; волевая регуляция); способы мышления (традиционно консервативные или креативные);

конкретные действия, - поведение (привычные способы физических реакций, внешних манипуляций).

Характер человека формируется под влиянием врожденных (биологических, генетических) факторов, социально-индивидуального опыта человека в конкретных условиях жизни (семье и деловых коллективах) и национальных особенностей мышления.

Биологической, т.е. генетически обусловленной, основой характера является доминирующий тип темперамента, наследуемый ребенком от родителей.

Приобретенные параметры характера формируются как индивидуальный опыт, приобретаемый человеком в той социальной среде (семье и других институтах образования), в которой он адаптируется и которую преобразует в процессе своей жизни.

Макросоциальной основой характера является национально- типологическое мышление.

= темперамент + социальный опыт + национальный тип мышления.

Таким образом, формирование характера человека зависит от врожденных свойств нервной системы – доминирующего типа темперамента - и приобретенных в социуме знаний, умений и навыков - привычек поведения (или социального опыта современной жизни) и национальных обычаев, традиций. Социальный опыт складывается под влиянием конкретных условий жизни человека, прежде всего в тех общественных условиях – «институтах», в которых он оказывается волею судьбы или по своей воле.

Первичным и фундаментальным социальным институтом в становлении личности является семья ребенка.

Социальный статус родителей, их образование и степень воспитанности, мотивы и реальные способности родителей управлять системой отношений в семье (т.е. разрешать возникающие противоречия, конфликты), состав семьи, сложившийся стиль общения между членами семьи и их реальные достижения, выражающиеся в продуктах-результатах духовной, душевной и материальной деятельности, являются для ребенка образцом для подражания, эталоном соответствующего типа поведения и отношения к национальным традициям и новизне современных явлений действительности.

Далее, в силу своей профессионально-рыночной занятости (типичной характеристикой для семьи современного стиля жизни) родители обращаются за помощью в воспитании и образовании своего ребенка к институтам дошкольного, школьного, средне-специального и высшего профессионального образования, условия содержания в которых в значительной мере обусловливают особенности формирующегося характера человека.

От того, с кем и как будет взаимодействовать ребенок в детском саду, школе и институте, что будет усваивать как социальный опыт, чему научится и какие нормативы, эталоны отношений и поведения для взаимодействия в дальнейшей своей деятельности он усвоит, и зависит развитие хорошего характера или деформация его в акцентуации или даже с возможными отклонениями и нарушениями психического развития личности.

Из этого складывается образ жизни, который и является социальной основой формирования характера личности. Безусловно, в макросоциальном плане огромное значение имеют государственно-общественные институты информационного воздействия на личность. В современной России, к сожалению, содержание такового воздействия носит провоцирующий агрессивно-коррумпированный характер на фоне затяжной социально-экономической нестабильности.

О характере принято говорить, что он бывает хорошим либо трудным, не очень хорошим (плохим). Когда говорят о человеке с хорошим характером, то имеют в виду, что с таким человеком легко жить:

1) легко находить общий язык, общаться (про такого говорят: «Он легко меня понимает»);

2) легко вместе вести какие-то дела (в семье - хозяйственные и дела по воспитанию ребенка, а на работе – профессиональные. Могут быть еще дела государственные, т.е. общественные и общечеловеческие - дела человека планеты Земля).

Хороший характер подразумевает сформированность признаков автономного (т.е. самостоятельного) типа личности, что включает, как минимум, три важных фактора:

  • понимание личной ответственности за результаты своих действий;
  • устойчивое положительное самоотношение;
  • опору на нравственно-духовные ценности в ситуациях принятия решения.

Ответственный человек, осознавая, что причиной изменений в собственной жизни и окружающем его мире является он сам, не склонен обвинять других, он способен искать пути решения проблемы самостоятельно или в сотрудничестве с другими. Положительное отношение к себе подразумевает переживание позитивных, оптимистичных эмоций, состояния уверенности в своих конструктивных силах, своем здоровье. Нравственные ориентации человека предоставляют возможность удовлетворения своих потребностей не за счет других.

При этом «счет» может быть предъявлен не только на материальном, но и на психологическом (душевном) и духовном уровнях.

Материальный уровень очевиден – это конкретные материализованные продукты человеческой деятельности, составляющие его собственность. Способность человека сохранять свое физическое здоровье, удовлетворяя свои материальные потребности (в пище, тепле и физическом, мышечно-двигательном напряжении – расслаблении, работоспособности и отдыхе) самостоятельно, не за счет других и определяет первую - материализованную ступень ответственности личности.

Психологический (или нервно-психический, душевный) уровень ответственности касается эмоциональных и рациональных особенностей мышления, речи и взаимоотношений человека с окружающими субъектами.          Это центральная характеристика механизма образования различных мотивов и интерпретаций личностью происходящих процессов в своем внутреннем мире и событий окружающего - внешнего мира. Эта способность адекватного восприятия и понимания себя и построения конструктивных отношений с другими обусловливает психическое здоровье человека. Способность личности удовлетворять свои чувственные и умственные (т.е. психические, душевные) потребности, не вторгаясь в границы аналогичных потребностей окружающих его людей, и определяет вторую – психологическую – ступень ответственности личности. Именно этот уровень является гармонизующей (или рассогласующей) ступенью на «пороге» к духовности, согласующей потребности низшего (материально-физического) с требованиями высшего – духовного - уровня развития личности. Именно душевный, психический уровень личности востребует сформированность таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие, эмпатийно-терпимое (позитивно-толерантное) отношение к индивидуальности другого субъекта (если эти индивидуальные особенности являются не угрожающими, не вредными для психического здоровья окружающих).

Духовный уровень личностного развития - высшая ступень ответственности - предполагает способность человека к Любви – созидательной жертвенности, способности удовлетворять позитивные потребности своих партнеров по жизни, а потенциально - и всех окружающих людей. Это способность отдавать свои ценности (материальные, душевные и духовные), ничего не требуя и не ожидая взамен (ничего общего с рыночными отношениями не имеющая), способность жить по законам Совести, благочестия, духовных правил-догматов. Это то, что стремится иметь каждый человек как в отношении себя, так и в отношении к партнеру по жизни.

Каждый родитель хотел бы воспитать в собственном ребенке именно такое ответственное отношение к себе и окружающим на основе самостоятельного осознания и проявления своей миссии духовности. Такого человека называют автономным, независимым, самостоятельным, с хорошим характером.

Таким образом, автономный тип личности человека характеризуется:

  • устойчиво конструктивной направленностью самоотношения и отношения к окружающим;
  • опорой на внутренние ценностные критерии в ситуациях принятия решения;
  • ощущением личной ответственности за результаты своих действий.

Напомним, что по сути такие социальные характеристики индивида современная педагогика и определяет как . Личность – человека, способного быть самостоятельным носителем общечеловеческих ценностей и созидателем (деятелем) культуры.

Педагогические условия формирования такого человека сводятся к двум простым требованиям семейного уклада жизни:

сохранение эмоционально теплых внутрисемейных отношений – детско-родительской взаимности, любви и стимулирование ответственной самостоятельности (используя естественные и создавая специальные - педагогические - условия для ее формирования).

Родительская любовь проявляется в умении терпимо (не раздражаясь) относиться к ошибочным или неправильным действиям ребенка в выполнении какой-либо деятельности, принимать его таким, какой он есть, выражая эмоционально теплое к нему отношение в любых ситуациях, помогать там, где нужна помощь, направляя ЕГО ДЕЙСТВИЯ, а не его самого. Это требует от родителя умения пристраиваться к потребностям малыша и как бы изнутри (руководствуясь его мотивами, потребностями и желаниями) управлять процессом их удовлетворения в социально приемлемых условиях. Необходимо учиться замечать каждое маленькое достижение, каждый успех малыша, понимая, что его проявляющаяся самостоятельность может оказаться еще недостаточно ответственной или требующей внешней помощи взрослого. Уже к трем годам любой родитель познает тот натиск устремлений малыша все делать самому. «Я сам!», - заявляет кроха. Конечно, ему еще требуется во многом помощь старшего, более опытного и разумного человека, но не менее важно привнести в его сознание уверенность в своих действиях и осторожную ответственность за каждый самостоятельный шаг.

Что же мы имеем чаще всего в обыденной суете современного уклада жизни семьи? В практике мы чаще, к сожалению, сталкиваемся с ситуациями либо равнодушно-некомпетентного, дистанцированно-либерального отношения взрослых к ребенку, либо с проявлением чрезмерной опеки, гипертрофированной любви и неразумно - любовной торопливостью родителя сделать скорее все за ребенка, наивно полагая, что когда он вырастет, то все умения самостоятельности сформируются у него сами собой.

Чрезвычайно редкое нынче явление – гармоничное соотношение поистине родительски разумного любовного принятия ребенка и оказание ему необходимой помощи на основе его мотивированной и уже проявляющейся самости.

      Результатом домашнего воспитания ребенка сегодня все чаще становится его социально-педагогическая запущенность, которая приводит к деформации личностного развития, искажениям характера или, как их называют психологи, – акцентуациям.