Вы здесь

Если ребенок не говорит

Речь -один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.

Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия определенная степень зрелости различных структур головного мозга;

- правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;

- развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций;

- психического развития;

- формирование потребности в общении.

Овладение речевой деятельностью предполагает:

  • способность говорить;
  • способность понимать сказанное.

К 5-6 годам ребенок овладевает:

- самостоятельной монологической речью, умением поддержать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);

- звуковой формой        слов;

- грамматикой.

Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.

У ребенка должно быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи -чтению, письму.

Периодизация развития речи

Развитие речи происходит в несколько этапов. На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности.

  • Первоначально ребенок контактирует с окружающими, используя экспрессивно-мимические средства, которые служат для передачи позитивного или негативного сообщения. Экспрессивно-мимический способ похож на общение жестами.
  • Предметно-действенные средства общения возникают в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка. Они позволяют ребенку не только выразить готовность к взаимодействию, но и сообщить какого рода общение желательно для него. Этим способом ребенок приглашает взрослого к контакту.
  • Речевое общение – высшая форма взаимодействия с людьми – предполагает овладение языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.
  • Основание для беспокойства

От 0 до 6 месяцев

Не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; немодулированность крика; нет предварительного «кряхтения» перед криком, гуление однообразно; не смеется; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.

В 7-10 месяцев

Отсутствует отраженный лепет; не выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий.

В 10-12 месяцев

Не реагирует на свое имя, нет «лепетных» слов.

В раннем возрасте с 2-3 лет

Стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении речевого подражания ребенок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает слово (девочка – «дека», купи – «пику», хлеб –«пэка»). Ребенок не строит предложения, не использует глаголы. Строит предложения, но грамматически оформленные неверно (вместо «Я не хочу» - «Аня хочет нет».) Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносит с «хлюпаньем». Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением «я».

В дошкольном возрасте с 3-7 лет

Ограничен бытовой словарь; не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом (овощи, фрукты, деревья и т.д.); затрудняется заменит слово синонимом, подобрать к слову антоним; не ак4тивен в речевом общении. Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связно рассказать о происходящих событиях.

Почему ребенок молчит

Причины задержки речи могут быть различные.

  • Ребенок, овладевший умением обозначать словом предмет, может надолго остаться на уровне простого называния предметов, потому что слово, не включенное во взаимодействие с окружающим, активным стать не может.  Необходимо включить в предметные действия активное использование речи и организовать сотрудничество с ребенком по типу «Давай вместе…». Говорить как можно больше с ребенком фразовой, но простой по содержанию речью, читать простые сказки, короткие стихотворения, создавая необходимую развивающую речевую среду.
  • Задержка на стадии эмоционального общения. Общение ребенка со взрослым сводится к выражению взаимной любви, обмену ласками, улыбками и слово в прямом смысле оказывается лишним, потому что и так все понятно. Для исправления этого положения и появления первых активных слов необходимо организовать предметное взаимодействие, ситуативно-деловое общение.
  • Отсутствие интереса к сотрудничеству. Родители не должны стремиться дать ребенку как можно больше игрушек. Игрушка должна стать предметом сотрудничества. Она предназначена для того, чтобы малыш понял её назначение. Этого можно достичь через вовлечение малыша в совместные игры со сверстниками и взрослыми. Рассматривание иллюстраций в книге, сопровождающееся чтением, нахождением знакомых персонажей, поможет ребенку заинтересоваться, принимать участие абсолютно во всех «взрослых занятиях».
  • Заболевание центральной нервной системы. Если отставание в развитии речи связано именно с этим, необходима консультация и лечение у детского невропатолога или психоневролога. Сочетание логопедической помощи и лечения поможет сделать обучение ребенка наиболее эффективным и подготовит его к дальнейшему обучению.

Взрослым на заметку

  1. Разговаривайте ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  2. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  3. Поощряйте стремление ребенка задавать вопросы.
  4. Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  5. Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  6. Будьте терпеливы!
  7. Не скупитесь на награду – похвалу или поцелуй.
  8. Каждый день читайте ребенку.
  9. Будьте примером для детей: пусть они видят, какое удовольствие вы получаете от чтения книг.

Подготовила материал старший воспитатель Мазурова Лариса Евгеньевна