Речь -один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия.
Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др.) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Речь является средством регуляции психической деятельности и поведения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия определенная степень зрелости различных структур головного мозга;
- правильная и координированная работа голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции;
- развитие слуха и зрения, двигательных навыков, эмоций;
- психического развития;
- формирование потребности в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
К 5-6 годам ребенок овладевает:
- самостоятельной монологической речью, умением поддержать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- грамматикой.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должно быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи -чтению, письму.
Периодизация развития речи
Развитие речи происходит в несколько этапов. На каждом из них элементы речевой системы формируются в строгой закономерности.
От 0 до 6 месяцев
Не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; немодулированность крика; нет предварительного «кряхтения» перед криком, гуление однообразно; не смеется; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
В 7-10 месяцев
Отсутствует отраженный лепет; не выполняет простые словесные команды; нет подражательных игровых действий.
В 10-12 месяцев
Не реагирует на свое имя, нет «лепетных» слов.
В раннем возрасте с 2-3 лет
Стойкое и длительное отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении речевого подражания ребенок вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает слово (девочка – «дека», купи – «пику», хлеб –«пэка»). Ребенок не строит предложения, не использует глаголы. Строит предложения, но грамматически оформленные неверно (вместо «Я не хочу» - «Аня хочет нет».) Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносит с «хлюпаньем». Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением «я».
В дошкольном возрасте с 3-7 лет
Ограничен бытовой словарь; не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку, одним словом (овощи, фрукты, деревья и т.д.); затрудняется заменит слово синонимом, подобрать к слову антоним; не ак4тивен в речевом общении. Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов; не может связно рассказать о происходящих событиях.
Почему ребенок молчит
Причины задержки речи могут быть различные.
Взрослым на заметку
Подготовила материал старший воспитатель Мазурова Лариса Евгеньевна