Вы здесь

Показатели речевого развития, необходимые для успешного обучения в школе

 

На седьмом году жизни ваш ребёнок обязательно должен правильно произносить все звуки родного языка, фразы – чётко и внятно, владеть нормами литературного произношения, пользоваться побудительной, вопросительной, повествовательной интонацией.

Однако со стороны звукопроизношения иногда наблюдаются недостатки:

1)      могут нечётко дифференцироваться различные группы звуков, например:      [с = ц] [сь = щ];

2)      бывает неправильное произношение звуков;

3)      иногда слова произносятся неразборчиво и невнятно;

4)      неправильно ставится ударение;

5)      неправильно используется интонация.

Неправильное произношение звуков нарушает фонематическое восприятие, затрудняется развитие навыков звукового анализа, а это осложняет процесс усвоения грамоты.  Дефекты произношения звуков впоследствии отражаются на письме, что так же отрицательно сказывается на успеваемости ученика.

Следует внимательно прислушиваться к тому, как ребёнок произносит звуки, не заменяет ли их друг на друга.  Часто дети заменяют звуки потому, что ошибаются при их различении на слух. В таком случае необходимо развивать у ребёнка умение дифференцировать звуки:

Упражнения выполняются на слух и с использованием разрезной азбуки:

Ø  Если услышишь звук [б], хлопни в ладоши (т, п, б, в, б, н, м, б, б, г)

Ø  Если услышишь в слове звук [д], подними руку (вата, дамба, погода, молоток, дым, тайга).

Ø  Договори слово слогом КА. Что получится? (пол-, му-, плит-, вет-).

Ø  Вместо первой буквы поставь в слова букву К. Что получится? (мошка-…ошка, ротик-…отик, брошка-…рошка, ласка-…аска,бочка-…очка и т.д.).

Ø  Если услышишь в слове звуки [з] или [ж], покажи буквы (живот, забор, звон, кружева, засуха, этажи и т.д.).

Ø  Назови 3 слова в которых есть звук [с] а потом – 3 слова, в которых есть звук [ш], покажи эти буквы.

Для того, чтобы успешно овладеть чтением и письмом, ещё очень важно представлять себе порядок звуков в слове, какой звук где находится – это звуковой анализ.

Упражнения для формирования данного навыка выполняются на слух:

Ø  Назови первый звук в слове (рыба, астра, дырка, лук, шёпот, удочка, горох, кочка, щепка и т.д.).

Ø  Назови последний звук в словах (топот, рак, улитка, воск, рыбка, шлем, жучок и т.д.).

Ø  Назови звук, который находится между [м] и [к] в слове МАК.

Ø  Назови второй звук в словах (стол, драка, шкаф, скала).

Ø  Назови первый, второй, третий звук в словах (мушка, тропка, краска, танк и т.д.).

Ø  Назови, какой звук слышится: перед [у] в слове СТРУЖКА, после [в] в слове КРОВАТЬ.

В словаре 6-7 летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения, предлоги, союзы, частицы. Становятся понятными для ребёнка слова, употребляемые в переносном значении: метафоры, сравнения.

Ребёнок должен свободно описывать картинку, игрушку, предмет, уметь передавать содержание сказки, фильма, спектакля. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, пересказывать текст - не просто перечислением событий, а именно повествованием с логической последовательностью изложения.

Как же проверить, соответствует ли словарный запас ребёнка требованиям возрастной нормы?

Ø  ТЕСТ: «Оценка объёма словаря».

Перед школой обязательно стоит проверить грамматический строй речи, как будущий первоклассник пользуется предложениями: простыми, в которых одна пара главных членов, подлежащее и сказуемое, и сложными, состоящими из нескольких простых.

Ребёнок должен употреблять в своей речи различные союзы, которые соединяют простые предложения в сложном (а, но и т.д.).

Важно, чтобы не было ошибок при изменении слов по грамматическим категориям: по падежам, числам, родам, временам.

ТЕСТ: Оценка грамматического строя речи.

1.     «Как сказать, если предметов много?» - образовать форму множественного числа (дочь, сын, стекло, слово, лисёнок, ночь, мяч, крот, птенец).

2.     «Есть – нет» - предложить ребёнку говорить об отсутствии предмета, который вы ему назовёте. Например, есть ложка – нет ложки (снег, стул, яблоко, озеро, курица, бельё, сапог, ребёнок, ветка, платок, свинья; вёдра, тигрята, обезьяны, окна, перья, пингвины, деревья, листья, утята, стёкла, дни, журавли, яблоки, краски).

3.     «Что где лежит?» - приготовьте несколько предметов или игрушек, выполните следующие действия и производя действие, задавайте ребёнку вопросы:

- положите карандаш в стакан (-Куда я положила карандаш?);

- достаньте карандаш из стакана;

- поставьте чашку на стол;

- положите мяч под стул;

- достаньте мяч из-под стула;

- спрячьте игрушку за спину;

- достаньте игрушку из-за спины.

4.      «Назови предмет маленькой величины» - образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например, окно – окошко (рыба, книга, нож, стол, вилка, жук, щётка, гриб, самолёт, мяч).

5.      «Как зовут детёнышей?» (корова, собака, свинья, кошка, лошадь, овца, лягушка, заяц).

6.      «Назови, чьё?» - проверка умения образовывать притяжательные прилагательные. Чьи лапы, усы, уши; чей хвост, нос; чья голова? (дикие и домашние животные).

Надеемся, что приведённые примерные задания позволят вам объективно оценить уровень речевого развития вашего ребёнка и  при необходимости помочь ему справиться с затруднениями.   

ТЕСТ: Оценка объёма словаря.

1.     «Однородные предметы» - скажи, какие группы однородных предметов ты можешь назвать? (фрукты, овощи, мебель, одежда, обувь и т.д.).

2.     «Скажи, какие ты знаешь…?» (фрукты, овощи, ягоды, деревья, виды транспорта, канцелярские принадлежности, одежду, обувь, домашние птицы, насекомые, бытовые приборы и т.д.

3.     «Признак предмета» - скажи, какой может быть данный предмет? Например, яблоко: круглое, крупное, красное, спелое, садовое, сладкое (кот, стол, озеро, глаза, дом, облако, тарелка, колбаса, лодка).

4.     «Подбери слова, близкие по смыслу» Например, умный – мудрый, разумный, рассудительный, смекалистый, понятливый; ласковый – нежный, внимательный, заботливый, приветливый (красивый, добрый, смелый).

5.     «Подбери слова, противоположные по смыслу» (весёлый, горький, радостный, крепкий, высокий, редкий, сытый, узкий, толстый, щедрый, сильный, мягкий, гладкий, старый).